- Дунаевский Исаак Осипович
-
ДУНАЕ́ВСКИЙ Исаак Осипович (Иосифович) (1900—1955) — композитор, выдающийся мастер в области песенного жанра, киномузыки и оперетты. Окончил Харьковскую конс. как композитор у С. Богатырева и как скрипач у И. Ю. Ахрона (1919). В 1919—23 был скрипачом, дирижером и композитором в Харьковском драматическом т-ре, написал музыку более чем к 30 спектаклям. Продолжил писать музыку в т-рах Москвы (1924, 1926—29) и Симферополя (1925—26). Был муз. руководителем Мюзик-холла (1929—41) в Ленинграде, избирался пред. городского отд. Союза композиторов (1937), депутатом Верховного Совета РСФСР (1938—46). Возглавлял ансамбли песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров (с 1937) и Центрального дома железнодорожников в Москве (1938—48). В 1937—41 Д. — пред. Оргкомитета Ленинградского Союза композиторов. С 1943 Д. жил в Москве.
Уникальный талант Д. сочетал необыкновенно щедрый мелодический дар и блестящую технику симфонической разработки, преломленную и развитую им в связи со сценическими ситуациями и характеристиками. Расцвет дарования Д. пришелся на 30-е гг., когда он начал писать музыку к звуковым фильмам (всего — к 28). В содружестве с поэтом В. Лебедевым-Кумачом и кинорежиссерами Г. Александровым, И. Пырьевым, В. Вайнштоком и др. Д. создал замечательную киномузыку, включающую не только мелодичные и запоминающиеся песни, но и симфонические эпизоды, составляющие собственную драматургич. линию. Мелодии Д. из музыки к фильмам быстро становились широко популярными; они и сегодня входят в золотой фонд отеч. кино.
Радостное ощущение, романтический порыв, окрыленность свойственны самой природе творчества Д. "Я — певец советского преуспеяния", — говорил он о себе. Его музыка неразрывно связана с прогрессом, с достижениями страны. Спад творчества Д. в войну связан не только с отсутствием необходимых условий для работы, но и повода творить — именно для дарования такого типа.
Талант сделал Д. как бы витриной страны, "где так вольно дышит человек", и в 1951 уберег его от начавшихся разоблачений за "политически невыдержанные" публичные выступления. В письмах этого времени Д. откровенно высказывается об ущемлении творческой свободы, а в его песнях после 1950 заметны ностальгические и элегические настроения. Умер Д. от сердечного спазма, однако легенда о его самоубийстве пока убедительно не опровергнута.
Самые популярные песни Д. — "Марш веселых ребят" ("Нам песня строить и жить помогает..."), Песня Анюты ("Я вся горю, не пойму, отчего..."), Песня Кости ("Как много девушек хороших...") из к/ф "Веселые ребята"; Лунный вальс, Песня о Родине ("Широка страна моя родная...") из к/ф "Цирк"; Песенка Паганеля ("Жил отважный капитан...") из к/ф "Дети капитана Гранта"; "Заздравная", "Весна идет" из к/ф "Весна"; "Каким ты был", "Ой, цветет калина" из к/ф "Кубанские казаки"; самые яркие оперетты (всего 15) — "Вольный ветер" (1947), "Белая акация" (1955). Автор музыки к 4 балетам. Лауреат Гос. премии СССР (1941, 1951).
Лит.: И. О. Дунаевский: Выступления, статьи, письма, воспоминания. М., 1961; Чернов А. А. Исаак Осипович Дунаевский. М., 1961; И. О. Дунаевский: Нотно-библиогр. справ. / Сост. Д. Персон. М., 1971.
И. О. Дунаевский

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.